2
>
 
On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Любовь измеряется мерой прощения, привязанность-болью прощания...
Григорий Антипенко forever

Жизненное кредо: "Мне интересно всё, что касается моей профессии.
Главное, чтобы было поле для битвы."

ГОЛОСУЕМ ЗА ГРИГОРИЯ РУСКИНО КИНО-ТЕАТР КИНОАКТЕР VOTEACTORS RUSACTORS

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 9901
Зарегистрирован: 12.09.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.13 10:50. Заголовок: Анатолий Папанов


фото

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Сообщение: 9902
Зарегистрирован: 12.09.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.13 10:55. Заголовок: http://people.h15.ru..


http://people.h15.ru/pub/a14604.php

Приветливая хозяйка встречает в дверях, провожает в гостиную, предупреждает: "Только, пожалуйста, в это кресло не садитесь, а то наш кот Маркиз вцепится в спину. Он никого в кресло Анатолия Дмитриевича не пускает, даже меня. Я иногда не успею гостя предупредить, тот садится в это уютное кресло, а потом взвивается от боли".

"У мужа был неправильный прикус"

Надежда Юрьевна Каратаева - вдова Анатолия Папанова - начинает разговор:
- Я - счастливая женщина. 43 года прожила рядом с таким замечательным человеком. И с полной уверенностью могу сказать: семья наша состоялась.

- А как Вы познакомились, Надежда Юрьевна?
- В ГИТИСе. Анатолий Дмитриевич окончил школу в 40-м году, я - в 41 - м. Он после школы никуда не поступал, пошел работать на завод и занимался в любительском театре при клубе "Каучук". Занятия вели артисты - вахтанговцы. Перед самой войной Анатолий Дмитриевич замечательно играл в водевиле "Разбитая чашка". В первый день войны его взяли в армию. А я успела поступить в ГИТИС. Потом уехала с мамой в эвакуацию. В Новосибирске окончила курсы медсестер и вызвалась поехать на фронт. Меня вместе с подругами взяли сандружинницами на санитарный поезд, который вывозил раненых в тыл. Я проездила в этом поезде полтора года. Знаете, какая у меня там самая большая проблема была? Раздевать раненых. Я ужасно стеснялась голых мужчин. Братьев у меня не было, я с этим никогда не сталкивалась.
Самым сложным было не раненого тащить, а штаны с него снимать. Это сейчас молодежь ничем не удивишь, а мы были другими. Но через пару месяцев я привыкла к обнаженным мужчинам, даже помогала им мыться.

- А раненые не влюблялись в Вас?
- Были случаи. Но у нас насчет этого строго было. Да и некогда было шуры-муры крутить. Работы хоть отбавляй.
Когда немцев отогнали от Москвы, начались занятия в ГИТИСе. Я стала учиться на втором курсе. В разгар учебы у нас появился новенький студент. Это был высокий молодой человек в линялой гимнастерке, в военной форме. Он был раненый, сильно хромал и ходил с палочкой. Студента звали Толя Папанов. Он вернулся с фронта, шесть месяцев пролежав в госпитале. Взрывом изуродовало правую ногу, даже два пальца оторвало. Когда он пришел поступать в наш институт, набор студентов уже закончился. Михаил Михайлович Тарханов ему сказал: "Ну, милый мой, ты опоздал. Может быть, тебя на второй курс сразу записать? Там у них мужиков совсем нет. Даже этюды играть не с кем". Так Папанов оказался на втором курсе. Он много занимался с педагогом по движению. И результаты сказались незамедлительно, через пару месяцев Папанов стал ходить без палочки, он даже научился прекрасно танцевать.

- А голос уже тогда у него был "папановским"?
- Со студенческих лет голос ничуть не изменился. Но в институте его за этот голос ругали. У нас была очень строгая преподавательница по речи. Она все время спрашивала: "Папанов, ну когда вы избавитесь от этого вашего шипящего?" А он избавиться не мог, потому что прикус у него был неправильным. А потом, когда он стал известным артистом, все восхищались этим голосом.

- Вы сразу на него глаз положили?
- Нет. И он на меня нет. Мы жили недалеко друг от друга, всегда вместе возвращались на трамвае домой. Много разговаривали о театре, о своих однокурсниках. Иногда Толя выходил на моей остановке и шел провожать до дома.
У Анатолия Дмитриевича был друг, который к театру никакого отношения не имел, учился в военной академии имени Фрунзе. Этот друг пришел однажды на наш студенческий вечер, стал за мной ухаживать, стал Толе говорить: " Какая Надя Коротаева у вас девушка хорошая". А Анатолий Дмитриевич мне потом рассказал: "Я слушал друга и думал: я-то что же, дурак, эту девушку проглядел". И с того вечера стал за мной ухаживать. В то время встречаться влюбленным было сложно. Была война, и был комендантский час. Обычно стоим мы вечером у моего дома, разговариваем, целуемся. Я первая говорю: "Толь, пора расходиться". Он не уходит: "Ладно, Надь. Я как-нибудь дворами проберусь". Вот так закрутился наш роман. Вскоре Анатолий сделал мне предложение. И я решила познакомить его с мамой. После знакомства мама мне сказала: "Видно, парень он хороший. Только некрасивый".
Я аж взвилась: "Мам, ну ты что? Знаешь, какой он у нас студент".
В молодости Анатолий Дмитриевич действительно выглядел хуже. Был худой-худой, нос большой. Мне кажется, он был красивым в годы своей популярности.

- А свадьба у Вас была?
- Мы расписались 20 июня 1945 года. Свадьба была, но очень скромная. Время же было послевоенное, голодное. Помню, наготовили много винегрета, водку по карточкам купили.
Встал вопрос: где жить? У него была одна комната в общей квартире, и у меня одна комната в общей квартире. У него - мама, сестра замужняя с двумя детьми. А у меня - одна мама, отец был на фронте. Она сказала: "Будете жить у нас". Мама перегородила комнату шкафом, сделала какую-то временную перегородку. И мы начали семейную жизнь.
Мой отец был майор, мы жили материально неплохо. А у Папанова семья была бедной. Его мама работала модисткой, делала шляпы. Шляпы в войну никому не нужны. Она пошла работать на хлебозавод. А отец уехал с заводом в эвакуацию. Когда Толя пришел с фронта, то решил поехать в деревню обменять кое-какие вещи на продукты. Мама где-то купила нитки, иголки. И он поехал все это менять на еду. Чего-то там наменял. Но, когда он ехал обратно, милиционеры его схватили. Но все-таки продукты не отобрали, только сказали: "Ты, солдат, больше так не делай". Сейчас таких людей называют коммерсантами, а раньше называли спекулянтами.
Он пришел к нам в дом бедненько одетым. Мама его приодела (папе-майору давали разные отрезы на брюки, гимнастерки). Толя стеснялся этих подарков.
После окончания ГИТИСа нас послали работать в Клайпеду. Анатолий Дмитриевич немного поработал, и его пригласили в московский театр Сатиры. А я еще год работала в Клайпеде. Муж очень скучал без меня, при каждой возможности старался приехать. А в театре его постоянно спрашивали: "Толь, что-то ты грустный ходишь?". "Да Надю из Клайпеды не отпускают..."
Через год я вернулась.

- Надежда Юрьевна, а почему Вы не взяли фамилию мужа?
- Нам хотелось работать вместе. И я решила, что фамилии должны быть разными. Муж иногда обижался: "О, не хочешь мою фамилию брать..." А я успокаивала: "Ладно, Толь, ничего. В паспорте же у нас есть штампы, что мы муж и жена".
Разве дело в фамилии? В театре мы все время были вместе, на гастролях вместе. У нас столько было общего. В 54-м году родилась дочка. Я поздно родила, когда мне уже было 30 лет.

- А почему поздно?
- Да жизнь была очень неустроенная. В Клайпеде я много играла. Потом муж уехал в Москву. Вот так и проволынили. Когда я вернулась из Клайпеды, мы решили: "Пора заводить детей". Дочка у нас родилась в той самой коммунальной квартире, в которой мы жили после свадьбы.

- Надежда Юрьевна, я слышала, что Анатолий Дмитриевич одно время здорово выпивал.
- Да, было время, когда он здорово к спиртному пристрастился. Поступить-то в театр Сатиры он поступил, но ничего существенного не играл поначалу. Начались выпивки. Он все с артистом Весником квасил. Мы часто с Толей ссорились по этому поводу. Я его прогоняла: "Напился, иди к своей матери и живи". Он едет к матери. А его мама была мудрой женщиной, не пускала, говорила: "Иди к жене". И он возвращался домой. Так же, как моя мама, всегда была на его стороне. Она меня ругала: "Мало ли что в семье может быть. Ты его не должна выгонять". Родители нашу семью очень оберегали.
Когда Толя пил, семья была на грани развала. Если бы к этой проблеме добавилась ревность, мы бы, наверное, развелись.
Ни у меня, ни у него повода для ревности не было. Женщина всегда почувствует, есть у мужа другая женщина или нет. Я никогда не чувствовала.
У актеров все романтические истории начинаются на съемках или на гастролях. На гастроли мы ездили с театром вместе. А, собираясь на съемки, муж говорил: "Надь, поедем со мной. Что я буду один там делать?" И я часто ездила. Он даже в Америку без меня ехать отказался.

Колбаса - контрабандой

- Можно подробнее об этом путешествии.
- Толю наградили поездкой в США от Союза кинематографистов. А он заявил: "Без жены не поеду. Как я там буду две недели один?" Пришлось дать путевку и мне, хотя я не была членом Союза. Незабываемой была эта поездка.
Все члены нашей делегации решили так: еду возьмем с собой, а на доллары барахла купим. Нам выписали хорошие командировочные - по 300 долларов. Все запаслись сухой колбасой, различными концентратами, взяли кипятильники. И что вы думаете, у всех в аэропорту в Нью-Йорке продукты отобрали, а у Папанова даже сумки смотреть не стали, махнули: "Проходи".
В гостиницу мы приехали ночью, и сразу пошли на Бродвей. Там наткнулись на группу "голубых". Вытаращились на них. Ресницы у этих ребят накрашены, губы тоже. Мы с Толей тогда удивлялись: надо же, спокойно ходят, а у нас за это дело сажают.
Я была членом партии и везде старалась найти что-то негативное. Увидела негра пьяного и грязного, говорю: "Смотри, Толь, и у них такие есть".
Однажды во время экскурсии мы накупили пирожков. Один пирожок стоил доллар. Я, довольная, говорю: "Видишь, у них пирожок стоит доллар, а у нас всего 10 копеек".
А Папанов мне в ответ: "Правильно рассуждаешь, Надя. Если учесть, что после нашего пирожка и лечение бесплатное..."
Вся наша группа повалилась от хохота. Вот так он меня всегда подкалывал.
В еврейском квартале в Нью-Йорке его все узнавали, кричали друг другу: "Идите сюда! Посмотрите, кто к нам приехал. Папанов приехал".

- А с Андреем Мироновым Папанов дружил?
- Мы домами не дружили. Но с Анатолием Дмитриевичем у них была удивительная творческая связь. Плучек их в спектаклях всегда вдвоем занимал. Вспомните постановки в нашем театре Сатиры: "Ревизор", "Горе от ума", "Клоп". В кино они тоже вместе много снимались.
Когда Анатолий Дмитриевич стал популярным, начал выезжать на встречи со зрителями. Организаторы этих поездок его часто обманывали, мало платили. Андрюша его всегда ругал: "Анатолий Дмитриевич, ну что вы с ними связались?"
И порекомендовал ему в администраторы очень порядочного человека, который работал еще с родителями Миронова. Анатолий Дмитриевич стал ездить с этим администратором и привозил хорошие деньги.

- А подарки он Вам привозил из поездок?
- Обычно из поездок он привозил приличные деньги, клал на трюмо, прикладывал небольшой шкатулочкой. Потом лукаво спрашивал: "Надюш, ну ты видела? Купи себе что хочешь..." Никогда не спрашивал отчета, куда я деньги потратила. Однажды из поездки муж привез мне дорогие серьги. Я говорю:
- Что ты мне такие серьги привез? Я не ношу такие.
- Это мне Люда Чурсина посоветовала. Говорит: "Купите своей жене. Это очень модно". Вот я и купил.
От Союза кинематографистов муж часто бывал за границей, по магазинам ходил с записочками. Говорил: "Не помню я ваши размеры, запиши их мне все". Над ним артисты подсмеивались: "Анатолий Дмитриевич опять со шпаргалкой..."

- А как сам он одевался?
- Одевался очень просто. Вот его шкаф. До сих пор вся одежда висит в целости и сохранности, я ее даже не трогала. Фирменные костюмы висят, как новые. Он обычно ходил в джинсах и ветровке. Однажды с этими джинсами такой случай был. Папанов поехал в Германию вместе с Владимиром Алексеевичем Андреевым, режиссером театра Ермоловой. Делегация состояла из двух человек. Андреев потом рассказал: "Днем на прием нас пригласил посол. Я надел костюм, галстук. И весь из себя торжественный направился в посольство. Вдруг появляется Папанов в джинсах и какой-то рубахе. Я подумал: "Ну что он так оделся. Мы, советские, должны достойно представлять свою страну". Только я так подумал, посол говорит: "Боже мой, наконец-то мы видим хоть одного советского артиста, который нормально одет. А то вырядятся в черные костюмы и белые рубашки и сидят скованные. Хоть один нормальный попался". Андреев после этих слов чувствовал себя очень растерянно. И еще у них в Германии случай веселый был. Шли они с Андреевым по улице в Берлине. И вдруг, откуда ни возьмись, выскочила собака, схватила Анатолия Дмитриевича за брюки и разорвала. А он, рассматривая дырку, сказал: "Ну, ты подумай. Я за эту страну воевал, освобождал от их Гитлера. А у них даже собаки такие".

- Было ли у Анатолия Дмитриевича какое-нибудь хобби?
- Никакого хобби не было. Он не ходил на рыбалку, на охоту, за грибами. Он был весь погружен в театр. Часто присутствовал на спектаклях, в которых даже не был занят. Сидел за кулисами и наблюдал за игрой опытных коллег. Кого из молодых сейчас заставишь за кулисами сидеть? Отыграли и домой бегут.

Был верующим

- Толя мечтал сам ставить спектакли. За год до смерти он поставил "Последние" Горького. Хотел закончить спектакль молитвой. Но шел 1986-й год, все еще тогда были атеистами. Толя переживал, что запретят молитву. Я его успокаивала: "Ты делай, а запретят - снимешь". Он поступил хитро: на радио нашел запись - Шаляпин поет молитву. Этой записью и завершался спектакль. Никто против Шаляпина ничего не имел. Все удивлялись, что Анатолий Дмитриевич придумал такую концовку. Никто и не догадывался, что он был просто верующим человеком. Иногда едем с ним на машине, он увидит храм, крестится. Я спрашиваю: "Толь, чего ты все крестишься? На душе, что ль, тяжело?" А он в ответ серьезно: "А ты помолчи..."
У него мама была верующей. Она была полькой и католичкой, тайно приняла православную веру. Звали ее Елена Болеславовна Росковская. В юности она жила на границе Польши и Белоруссии. В 1918 году в результате Брестского мира некоторые наши земли отошли Польше. И получилось, что все ее родственники оказались за границей, а она одна - в Белоруссии. Она вышла замуж за русского, который был лет на десять ее старше. С большим уважением к нему относилась и даже детей приучила обращаться к отцу на "вы". Я помню, за семейным столом муж иногда критиковал политику Брежнева. Отец-пенсионер ему говорил: " Толя, тебя посадят".
А тот отвечал: "Да бросьте вы, папа".

Защищал своего Волка

- А поклонницы Папанова не одолевали?
- Конечно, поклонниц у него было много. Дарили цветы, ждали у подъезда. Но после спектаклей мы всегда уходили с ним вместе. А сейчас некоторые поклонницы ходят со мной убирать его могилу на Новодевичьем кладбище.
Толя доверял мне отвечать на письма, которые присылали ему зрители. Часто дети писали, спрашивали: "Почему вы согласились озвучивать такого страшного Волка?" А Папанов защищал своего героя. С его слов я писала: "По-моему, Волк совсем не страшный. Если сначала что-то он действительно замышлял против Зайца, то сейчас в нем появилось некоторое благородство. Посмотрите, что вытворяет этот Заяц, как он издевается над Волком. Волку ничего такого в голову не приходит". Толя был очень талантливым комедийным актером. Его герои вызывали горький смех. А в жизни Анатолий Дмитриевич был крайне порядочным и застенчивым человеком. Иногда вроде и стыдился, что таких чудаков приходится играть или Волка озвучивать. По улицам ему было ходить невозможно, все показывали пальцем и говорили: "Вон Волк пошел". Папанова это раздражало, конечно, но он этого не показывал. А после выхода на экраны картины "Бриллиантовая рука" к нему подходили незнакомые люди, говорили ни с того ни с сего: "Усе, шеф. Береги руку, Сеня!" Муж не любил, когда его на улицах узнавали.

- Надежда Юрьевна, Вы всю жизнь посвятили любимому мужу. А сами-то не хотели стать известной актрисой?
- Я так для себя определила: нельзя быть двум лидерам в семье. Семья не сохранится. Обязательно кто-то должен уступить. Но я не совсем уступила, я все же играла в театре. А в театре разные бывают случаи, по-разному актрисы роли добывают. Я решила, что лучше сохраню семью, чем получу заметную роль... Любовь, семья дороже...

Последняя роль

- Последний раз Анатолий Дмитриевич сыграл в фильме "Холодное лето 53-го". Он сразу согласился на эту роль?
- В начале лета 1987 года Толя принес домой два сценария. Один из них был сценарий "Холодного лета". Он попросил: "Прочитай. Что ты думаешь по этому поводу?"
Я стала ругаться: "Зачем ты два-то взял. Разорваться, что ли, хочешь? Я бы ни в одном не посоветовала сниматься. Отдохни".
Папанов возмущался: "Я же должен подтверждать свое звание народного артиста. Не буду сниматься - про меня станут говорить: "Это тот Папанов, который в "Живых и мертвых" снимался". В двух фильмах сниматься не буду, а вот в "Холодном лете" снимусь..."
...Правду говорят, что есть какие-то роковые роли. Герой Папанова погибает, спасая деревню от бандитов. И перед смертью произносит слова: "Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать".
Премьера фильма состоялась в Доме кино спустя год после смерти Папанова. Казалось, этот голос Анатолия Дмитриевича доносился до нас из небытия, воспринимался, как завещание. Картина заканчивается стоп-кадром, последним кадром Папанова...

- Надежда Юрьевна, если можно, расскажите, как умер Ваш муж.
- Он умер в ванной, принимая душ. Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге. Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме "Холодное лето 53-го". Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал. Решил на денек заехать в Москву. Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов. Толя же начал преподавать в ГИТИСе, первый раз набрал себе курс. Беспокоился, как разместились ребята.
Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ. Но в доме была отключена горячая вода. Он полез под холодную. И сосуды не выдержали. Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность.

- А как же его обнаружили?
- Толя не приехал в условленный день в Ригу. Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру. И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода... Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю вынесли на простынях. Почему-то на носилках не стали выносить.
Прошел, наверно, месяц после похорон. Звонят мне из съемочной группы фильма " Холодное лето": "Надежда Юрьевна, а деньги-то Вам Анатолий Дмитриевич успел передать?". Он же накануне получил за съемки около девяти тысяч рублей.
...Деньги в квартире я не нашла. Спросила зятя, а тот был в шоке, помнит только, что в спальню заходили санитары, искали простыни...

- А в милицию Вы о пропаже заявляли?
- Нет. Мы все были в шоке. Человека жалко, а деньги...

... Я подумала: зря Надежда Юрьевна не рассказала о деньгах. Даже самого неопытного следователя заинтересовал бы тот факт: из квартиры пропала большая сумма денег, а в квартире труп. В 1987 году на девять тысяч рублей можно было купить хорошую машину...

- Кто помог Вам пережить горе?
- Пережить было трудно. Тем более сразу после похорон я обиделась на весь театр. Когда Толя умер, театр был на гастролях. И на похороны приехали только три человека: Аросева, Ткачук и Державин. Плучек никого из Риги не отпустил, сказал: нельзя срывать гастроли. Мне было ужасно обидно. А потом я подумала: "Ну что я буду обижаться на актеров? Они ни в чем не виноваты. Они же подчинялись приказу". После похорон я хотела уйти из театра, написала заявление, но меня уговорили остаться. И правильно сделала, что осталась, потому что без коллектива я просто не перенесла бы того, что на меня свалилось. Правда, безумно трудно было играть в тех спектаклях, в которых играли вместе с Толей.

Автор: беседу вела Ольга Булкина
Исходный текст: www.factor-online.com
Любовь и смерть Анатолия Папанова, опубликовано в журнале "Фактор" No. 10/99

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 114
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет